Рихтер с бокалом вина, в кругу друзей и почитателей
Святослав Рихтер в Закопане, 1965 год. 22 ноября. Рихтер в "Атме" 23 ноября Рихтер выступает в "Каспровы" и получает золотой знак "За заслуги перед Закопане".
Рихтер в Китае, 1957 г.
23/12/67 – Анкара. Концертный зал симфонического оркестра президента республики.
Он развлекал публику необычными выступлениями, добавляя множество дополнительных произведений своего искусства.
Великий виртуоз
Техническая мощь Рихтера, до которой нелегко добраться, была очевидна с первых частей сольных концертов; Это было выступление, в котором почти ни один звук не был потерян или неуместен... Он знает, как получить силу, которую он хочет, из звука, который он хочет, как передать самые громкие пассажи с большим мастерством, и добился абсолютного господства над фортепиано! Качество музыки в сочетании с muuis tuge (?) достаточно, чтобы поднять уровень искусства до высочайшего уровня современных пианистов. Своей необычайной мощью и энергией, особенно чистым звучанием форте, смысл мелодий одна за другой оставляет зрителей в восторге.
Среди произведений, которые он пел, были Гайдн, Бетховен, особенно No. 17 Сонаты «Фирменные» - Шубертовский экспромт имели значительный успех. Нет сомнений в том, что Рихтер представляет в этих отрывках хорошо поставленные предложения, основываясь на своей технической силе, но это факт, что он не избегал некоторых запутанных комментариев. Слушая Шопена Рихтера, невольно Альфреда Корто. Вы помните концерт Шопена, который я слушал в последние годы жизни. Концерту не хватило технического позитива, так как у великого мастера был поврежден один палец; Корто часто делал повороты, но музыка оставалась свежей и живой там, где она была... Прямо как картина Рембрандта, местами потертая и стертая! Интерпретация Рихтера Шопена, напротив, основана на техническом мастерстве с более элегантными звуками. Половина первого сольного концерта артиста. Я не мог понять, почему он приберегал его для прелюдий Рахманинова, художественная ценность которых состоит в наборе и которые не произвели значительного впечатления на публику...
Концертно-организационное бюро «Аркон», которое в последние годы предоставило своим меломанам такого великого виртуоза, как Рихтер, и возможность слушать более важные произведения искусства, следует поздравить с их достижениями, в том числе Омера Умара.
Richter in Japan
1). Близкое знакомство молодого пианиста Святослава Рихтера с семьей В. С. Блинова началась в 1930-х годах в Одессе – Светик, как его звали в семью, дружил с племянником жены В. С. Блинова Владимиром Сергеевичем Богородицким, бывал в доме Богородицких и по защите отца своего товарища, Сергея Владимировича Боицкого, руководившего из санаториев, подрабатывал тапером. Вплоть до 1960-х, бывая в Сухуме, где В. С. Блинов с женой Верой Ивановной (ур. Можаровой) жил с 1934 года, Рихтер непременно навещал их. Одна из встреч после выступления музыканта зафиксирована на представленном снимке. Автор снимка – фотокорреспондент газеты «Советская Абхазия», член Союза журналистов СССР С. И. Коротков.
До 1936 и после 1992 года – Сухум.
Фотография из архива Виктории Лещук.
Сухуми 07.05.1960
Бетховен: Соната №3, до мажор, оп.2/3.
Шуман: Новелетты оп.21, №№ 1, 2, 8.
Рахманинов: 13 прелюдий.
2). Рядом с Рихтером посол Зорин Валериан Александрович и Надя Леже.
Летние мотивы
Святослав Рихтер – член жюри 1-го конкукрса им. П.И.Чайковского.
Вторая фотография из архива Фаризет Гилельс.
Отель Карлтон, Нью-Йорк, декабрь 1960.
Репетиция
Святослав Рихтер. Японские мотивы.
03/07/86 – Tivoli Saal – Heide. Schleswig Holstein Musikfestival 1986.
BEETHOVEN
Rondo in C, Op.51/1
Rondo in G, Op.51/2
Piano Sonata No.28 in A, Op.101
––––––––––––
33 Variations on a Waltz by Diabelli, Op.120
(Существуют записи.)
В Тетради Рихтера находим такие два концерта:
03&04/10/62 – Милан. Театр “Скала” (E.A. Teatro alla Scala).
BRAHMS
Concerto No.2 for Piano and Orchestra in B–flat, Op.83
[Дирижер Серджиу Челибидаке]
15/10/62 – Милан. Театр “Скала” (E.A. Teatro alla Scala).
SCHUMANN
Piano Sonata No.2 in g, Op.22; Faschingsschwank aus Wien, Op.26
-------–––––––
CHOPIN: Polonaise – Fantasy in A–flat, Op.61
DEBUSSY: Estampes No.1 – Pagodes, No.2 – La Soiree dans Grenade, No.3 – Jardins sous la Pluie
SCRIABIN: Piano Sonata No.5 in F–sharp, Op.53
[CHOPIN: Etude No.10 in A–flat, Op.10,
RACHMANINOFF: Prelude in g–sharp, Op.32/12
PROKOFIEV Vision Fugitives,Op.22:
no.3 – Allegretto, no. 4 – Animato, no.14 – Feroce, no.18 – Con una dolce lentezza]
Редкие кадры, предваряющие знаменитую запись Сонаты оп.111 Бетховена - 01/06/74 – Токио, зал “Эн Эйч Кэй”.
Неожиданные фотографии Рихтера
Эти фотографии сделаны 23/04/1961 во Дворце культуры завода им.Лихачева. Концерт был посвящен 70-летию Сергея Сергеевича Прокофьева. Исполнялся его 5-й концерт соль мажор, оп.55.
13-го и 14-го февраля 1960-го года Рихтер дал два концерта в Пензе. Эти фотографии сделаны в то время:
Июль 1988-го. Фестиваль в земле Шлезвиг-Гольштейн, проходивший в разных городах: В Киле, Любеке, Фленсбурге, Ноймюнстере, Хассельбурге. В одном из них сделана эта фотография.
Рихтер в мае 75-го в Тбилиси на выставке своих рисунков в доме художницы Елены Ахвледиани,
Святослав Теофилович и Нина Львовна (и еще кто-то) в аэропорту (январь 1961-го),
Рихтеру вручают цветы после концерта (30/05/64),
Рихтер закончил выступление с оркестром и покидает сцену,
концерты в БЗК (подобные фотографии у меня на сайте были, но не эти).
Фотографии, найденные к 1/08/2020
Рихтер в Японии
Фотографии из украинских газет (выложены) 12/03/2020
Рисунки:
Анатолий Чернышев портрет СР, 2008 г.
Команг Шари. Рихтер и Кондрашин
Emmanuel Viard Sviatoslav Teofilovitch Richter
Фотографии (5/01/2020)
Святослав Рихтер в Риге и Дзинтари
10/12/53 – Рига. Концертный зал филармонии (ул.Амату).
BACH: French Suite No.2 in c, BWV 813
HAYDN: Sonata No.45 in A, Hob.XVI:36 (no. 30?)
MENDELSSOHN: Variations serieuses in d, Op.54
-------–––––––
PROKOFIEV: Piano Sonata No.8 in B–flat, Op.84
[BRAHMS: Piano Piece in e–flat, Intermezzo, Op.118/6
DEBUSSY: Preludes, Book I – No.2 – Voiles,
Preludes, Book I – No.11 – La danse de Puck
RACHMANINOFF: Etude Tableau in e–flat, Op.33/6(5)
Etude Tableau in c, Op.39/7]
12/12/53 – Рига. Большой зал Госуниверситета.
Нина Дорлиак
SCHUBERT
13 песен из цикла “Прекрасная мельничиха”, op.25
Куда?
Стой!
Благодарность ручью
Праздничный вечер
Любопытный
Нетерпение
Моя!
Ревность и гордость
Любимый цвет
Злой цвет
Засохшие цветы, op.25;
Мельник и ручей
Колыбельная ручья.
-------–––––
Жалоба пастуха, op.3;
К Сильвии, op. 106;
Песня Миньоны;
Город (“Лебединая песня”);
Отъезд (“Лебединая песня”);
Ночь и грезы, op. 43;
Гретхен за прялкой, op.2;
[Привет, op. 20;
Форель, op.32;
Серенада;
WECKERLIN
Pastorale “Maman dites noi”.]
13/12/53 – Рига. Большой зал Госуниверситета.
SCHUBERT
Piano Sonata No.16 in a, D.845, Op.42
-------–––
SCHUMANN
Fantasia in C, Op.17
[BRAHMS
Piano Piece in a, Intermezzo, Op.118/1
Piano Piece in g, Ballade, Op.118/3
Piano Piece in e–flat, Intermezzo, Op.118/6
Piano Piece in C, Intermezzo, Op.119/3
Piano Piece in b–flat, Intermezzo, Op.117/2]
06/07/57 – Рига. Большой зал госуниверситета.
MIASKOVSKY
Piano Sonata No.3 in c, Op.19
PROKOFIEV
Piano Sonata No.9 in C, Op.103
––––––
SHOSTAKOVICH
Prelude and Fugue in e, Op.87/4
Prelude and Fugue in G, Op.87/3
Prelude and Fugue in b, Op.87/6
Prelude and Fugue in A, Op.87/7
Prelude and Fugue in a, Op.87/2
Prelude and Fugue in f, Op.87/18
Prelude and Fugue in F, Op.87/23
Prelude and Fugue in D–flat, Op.87/15
[bis: Prelude and Fugue in D–flat, Op.87/15]
08/07/57 – Дзинтари. Рижское взморье. Концертный зал филармонии.
MOZART
Concerto No.20 for Piano and Orchestra in d, K.466
[Дирижер Николай Аносов]
10/07/57 – Дзинтари. Рижское взморье. Концертный зал филармонии.
TCHAIKOVSKY
Concerto No.1 for Piano and Orchestra in b–flat,Op.23
[Дирижер Леонид Вигнер]
17/07/57 – Дзинтари. Рижское взморье. Концертный зал филармонии.
SCHUBERT
Piano Sonata No.14 in a, D.784, Op.143
FRANCK
Prelude, Choral and Fugue
–––––
LISZT
Polonaise No.2 in E
Annees de Pelerinage – 1st Year – Switzerland – No.6 – Vallee d'Obermann
Annees de Pelerinage – 2nd Year – Italy – Supplement – Venezia e Napoli – Gondoliera
Annees de Pelerinage – 2nd Year – Italy – Supplement – Venezia e Napoli – Canzone
Annees de Pelerinage – 2nd Year – Italy – Supplement – Venezia e Napoli – Tarantella
[Etudes d'execution transcendante No.5 – Feux follets in B–flat
Annees de Pelerinage – 2nd Year – Italy – No.6 – Sonetto 123 del Petrarca
RACHMANINOFF
Prelude in g–sharp, Op.32/12]
31/07/64 – Дзинтари. Рижское взморье. Рижское лето. Открытый концертный зал Дзинтари.
GRIEG
Concerto for Piano and Orchestra in a, Op.16
[Дирижер Кирилл Кондрашин]
14/11/65 – Рига. Большой зал госуниверситета.
MOZART
Piano Sonata No.5 in G, K.283 I
CHOPIN
Variations Brillantes in B–flat, Op.12
Nocturne in b–flat, Op.9/1
Mazurka in a, Op.17/4
Mazurka in C, Op.24/2
Mazurka in D–flat, Op.30/3
Scherzo No.2 in b–flat, Op.31
––––––––
DEBUSSY
Preludes, Book I – No.1 – Danseuses de Delphes
Preludes, Book I – No.2 – Voiles
Preludes, Book I – No.3 – Le vent dans la plaine
Preludes, Book I – No.4 – Les sons et les parfums
Preludes, Book I – No.5 – Les collines d'Anacapri
Preludes, Book I – No.6 – Des pas sur la neige
Preludes, Book I – No.7 – Ce qu'a vu le vent d'ouest
Preludes, Book I – No.9 – La serenade interrompue
Preludes, Book I – No.10 – La cathedrale engloutie
Preludes, Book I – No.11 – La danse de Puck
[Preludes, Book II – No.5 – Bruyeres]
27/05/2019
Горький – апрель 60-го или август 62-го (3 фотографии, на третьей - Рихтер и Виктор Иванович Бородин).
01/08/88 – Энгельс. Дворец культуры “Строитель”.
Обложки журналов
30/04/2019
Варшавские мотивы:
1). С обложки диска
BEETHOVEN
Concerto No.3 for Piano and Orchestra in c, Op.37
05/11/54 – Warsaw – Live – Warsaw P.O./Rowicki
2). PROKOFIEV
Concerto No.5 for Piano and Orchestra in G, Op.55
27/09/58 – Warsaw – Live – Warsaw P.O./Rowicki
3). 20/09/80 – Варшава. Концертный зал музыкальной академии им. Фредерика Шопена. XXIV Варшавская осень. В программе Прокофьев.
Рихтер в Японии (1974 г.).
13/03/2019
Рихтер и Элеонора Набедрик-Дышнеева (Житомир, 8/10/1965),
Рихтер в Житомире,
Рихтер и киевский настройщик,
Рихтер и фотограф Леонид Александрович Левит (Киев, 1964).
Небольшое видео:
https://drive.google.com/file/d/1RP9__7ly6IyFL1GDRH1DZdjJfHDCclbl/view?usp=sharing
Рихтер играет с оркестром. Кто дирижер? Если есть соображения, поделитесь.
11/03/2019
Рихтер за роялем (50-е).
Брянский комсомолец 15/10/78 – фотография.
Рихтер и Елена Дмитриевна Лебедева, музыкальный педагог (Пенза, февраль 1960)
26/11/86 – Павлодар. Музыкальное училище имени П.Чайковского.
1986 год. Красноярск. Святослав Рихтер, Людмила Курицкая , Руководство Управления культуры и Филармонии.
1986 год. Красноярск. Святослав Рихтер, Людмила Курицкая.
Элизабет Рейтер Наоми- «Святослав Рихтер».
08/03/2019
08/02/2019
07/02/2019
20/01/2019 фотографии из книги В.И.Прохоровой
20/01/2019 фотографии из книги В.Ю.Дельсона.
19/01/2019
16/01/2019
13/01/2019
23/11/82 – Закопане. Hotel “Orbis Kasprowy”.
Вечер, посвященный 100–летию со дня рождения Кароля Шимановского.
Возможно, последняя фотография сделана
22/11/82 – Закопане, вилла “Атма”.
14/12/2018
8/12/2018
Richter in Meslay
Фотографии, добавленные 11/10/2018
Статья Г.Г.Нейгауза "Святослав Рихтер". Газета "Советское искусство", 11/01/1946.
Две вырезки из газеты "Советская культура за 1-е и 7-е января 1961-го года.
Г.Г.Нейгауз.
Газета "Советское искусство", 11 января 1946.
Святослав Рихтер
Слушатели Святослава Рихтера и почитатели его прекрасного таланта, вероятно, не знают, каковы настоящие корни дарования артиста, в чем, собственно, «секрет» его исполнительского творчества. Секрет этот очень прост: он – композитор, и притом превосходный. К этому надо прибавить его стихийное пианистическое (виртуозное) дарование.
В истории пианизма почти не было случая, чтобы пианист большого масштаба не был в то же время и композитором, иногда только потенциальным, иногда же высказывающимся. В самых счастливых случаях эти два начала, творческое и исполнительское, уравновешивались, как это было у Листа и Рахманинова.
Святослав Рихтер пока известен только как пианист. Но тот, кто знаком с его детскими и юношескими композиторскими опытами, кто слышал, как он импровизирует, тому совершенно ясно, что он настоящий композитор. Пока, к сожалению, вследствие огромной загруженности «чужой музыкой» Рихтер – только "потенциальный" композитор, так как писать ему просто некогда. Мне, как его педагогу, хочется, чтобы огромное творческое дарование Рихтера расцвело и выявилось полностью. Слишком было бы обидно и для него самого и для нас всех, если бы этого не случилось.
Но у меня есть еще одно пожелание, не менее горячее: совершенно необходимо, чтобы Рихтер стал со временем дирижером, так как и в этой области его достижения были бы (или будут) ничуть не ниже пианистических. Кто слышал хоть раз, как он играет с листа (вообще «по нотам») сложнейшие оперы, симфонические и камерные произведения, не говоря уже о фортепианных, тот не усомнится в справедливости моего утверждения. Дело тут, конечно, не только в феноменальной читке с листа (ею превосходно владеют иногда опытные концертмейстеры и т. д.), но в той львиной хватке, в безошибочности творческой воли, в непогрешимости технических средств, сразу позволяющих дать совершенное исполнение любимого произведения.
Сила его музыкального интеллекта, неограниченность технических средств, глубина проникновения в самую сущность искусства, страстность исполнительского темперамента и чистота чувства создают у Рихтера такую гармонию, такой драгоценный сплав, что невозможно противиться силе его воздействия.
Не могу не вспомнить по этому поводу слов моего ученика, Якова Зака, после одного концерта Святослава Рихтера в Большом зале консерватории. Он сказал приблизительно следующее: «Есть на свете музыка первозданная, возвышенная и чистая, простая и ясная, как природа; пришли люди и стали ее разукрашивать, писать на ней всякие узоры, напяливать на нее разные маски и платья, всячески извращать ее смысл. И вот появился Святослав и как бы одним движением руки снял с нее все эти наросты, и музыка опять стала ясной, простой и чистой...»
Не могу не одобрить этих слов и думаю, что, несмотря на гиперболичность, смысл их понятен. Хочется только прибавить, что так называемое «простое» в искусстве при ближайшем рассмотрении оказывается в миллион раз сложнее самого «сложного», «не простого». Ни для кого не тайна, что искусство и искусственность всегда непримиримы и друг другу враждебны.
Простота, которая подкупает в исполнении Рихтера, естественно вытекает из ясности музыкальной речи, из незамутненности образа посторонними случайными элементами. В пределах короткой статьи невозможно дать детальный разбор исполнительского творчества Рихтера.
Постараюсь только прибавить к сказанному несколько кратких определений. Большое достоинство художественного направления Рихтера я усматриваю в его классичности, объективности, в отсутствии каких бы то ни было деталей эстетического, эмоционального или технического порядка, которые могли бы угрожать целостности музыкального образа.
В этом отношении Рихтер – человек нашего времени и нашей страны. В смысле «классичности», то есть органичности, целостности логики и душевной силы, его музицирование несомненно перекликается с творчеством Дмитрия Шостаковича.
Другое большое достоинство я усматриваю в широте его кругозора и вкуса, в его способности с одинаковой убедительностью исполнять буквально всю музыкальную литературу – от ее истоков до наших дней.
У Рихтера это, однако, не всеядность безразличия, а широта «исторического чувства» (если позволено так выразиться), и это «историческое чувство» является в высочайшей мере продуктом советской эпохи, нашего времени, нашего воспитания и наших идейных устремлений.
О пианизме Рихтера в узком смысле здесь уже говорить не придется. Многим хорошо известна его стихийная виртуозность, бесконечное богатство звуковой палитры (сравните, например, хотя бы «Рихтера-аккомпаниатора» с «Рихтером-солистом»), его согретое чувством и одухотворенностью исполнение любой музыки.
Рихтера я считаю учеником нашей страны, нашего времени и нашего народа, и только в последнюю очередь своим. Поэтому мне не так трудно избавиться от естественного чувства неловкости учителя, «публично расхваливающего своего воспитанника».
Опубликовано в газете "Советское искусство", 11 января 1946.
Фрагмент текста под картинкой (СК, 1-е января 1961-го года), относящийся к Рихтеру:
В голове этого по-своему «боевого» снаряда-спутника вы видите народную артистку СССР Галину Уланову.
Рядом с ней – народный артист РСФСР Святослав Рихтер. О нем одна из американских газет писала на днях: «Вечер Рихтера был поистине историческим».
СК, 7-е января 1961-го года
СЛУШАТЬ ИГРУ РИХТЕРА – НАСЛАЖДЕНИЕ!
Искусство Рихтера – духовно сильное и одновременно удивительно простое. Концерты Рихтера всегда праздник для меня. И я восхищаюсь и горжусь тем, что Рихтер – мой соотечественник, гражданин страны Советов.
Кудрат Ахмеров,
Инженер-химик
Я не получил музыкального образования, но страстно люблю музыку. А слушать в интепретации Рихтера Шумана или Бетховена – высшее наслаждение. Я никогда не забуду глаза людей, сидевших со мной в зале и слушавших «Аппассионату» в исполнении Рихтера. Восторг и восхищение от игры артиста непередаваемы. Если бы у нас устраивали опрос среди любителей искусства (что, к сожалению, не делается), я бы сказал: Рихтеру – первое место среди лучших и первых.
Юрий Шостко.
Студент Харьковского юридического института.
Фотографии из статьи в итальянской газете "Эпока", посвященной первому концерту Рихтера в Милане.
03/10/62 – Милан. Театр “Скала” (E.A. Teatro alla Scala).
BRAHMS
Concerto No.2 for Piano and Orchestra in B–flat, Op.83
[Дирижер Серджиу Челибидаке]
Выложено 15/09/2018
Выложено 14/09/2018
Выложено 12/09/2018
Фотографии, сделанные Рихтером и его друзьями
Рихтер, Нейгауз и др. на 1-м конкурсе им. П.И.Чайковского (1958 г.).
(Из архива Фаризет Гилельс.)
Выложено 10/05/2018
Выложено 13/03/2018
Новые фоторафии (28/02/2018)
Рихтер в Кировограде (июль 1988)
25/07/88 – Кировоград. Концертный зал филармонии.
К 100 летию со дня рождения Генриха Нейгауза.
MOZART
Piano Sonata No.8 in a, K.310
BRAHMS
Variations and Fugue on a Theme by Handel, Op.24
–––––
CHOPIN
Etude No.1 in C, Op.10
Etude No.2 in a, Op.10
Etude No.3 in E, Op.10
Etude No.4 in c–sharp, Op.10
Etude No.6 in e–flat, Op.10
Etude No.10 in A–flat, Op.10
Etude No.11 in E–flat, Op.10
Etude No.12 in c, Op.10
Etude No.5 in e, Op.25
Etude No.6 in g–sharp, Op.25
Etude No.8 in D–flat, Op.25
Etude No.11 in a, Op.25
Эту фотографию можно встретить в интернете, но дату и место никто не сообщает. Фотография интересная: Рихтер заходит в здание Киевской филармонии (Колонный зал им.Лысенко). На стене афиши. Видно, что он играет 14-го и 16-го, но какого месяца и года, и какие программы? Всё это мне удалось выяснить.
14/11/58 – Киев. Украинская филармония. Колонный зал.
MOZART
Piano Sonata No.8 in a, K.310
PROKOFIEV
Piano Sonata No.7 in B–flat, Op.83
–––––––
MUSSORGSKY
Pictures at an Exhibition
[RACHMANINOFF
Prelude in g–sharp, Op.32/12
Prelude in g, Op.23/5
CHOPIN
Etude No.1 in C, Op.10]
------------------------------------------------------------
16/11/58 – Киев. Украинская филармония. Колонный зал. Дневной концерт.
BEETHOVEN
Piano Sonata No.8 in c, Op.13 (Pathetique)
Rondo in C, Op.51/1
Rondo in G, Op.51/2
Bagatelle in C, Op.33/5
Bagatelle in F, Op.33/3
Bagatelle in C, Op.119/7
Bagatelle in a, Op.119/9
Bagatelle in G, Op.126/1
Bagatelle in b, Op.126/4
Bagatelle in E–flat, Op.126/6
Bagatelle in C, Op.119/2
––––––––
SCHUMANN
Fantasia in C, Op.17
[DEBUSSY
Images – (SET II) – 1. Cloches a travers les feuilles
Preludes, Book I – No.5 – Les collines d'Anacapri
CHOPIN
Mazurka in C, Op.24/2
Etude in E, op. 10, no. 3]
Рисунки Святослава Рихтера
(выложены 17/02/2018)
01) Рихтер - вид с железнодорожного моста. 50-е.
02) Рихтер- Из окна Анны Ивановны на Скатертном. 50-е.
03) Рихтер - На траве. 50-е.
04) Рихтер – Парикмахерская. 50-е.
05) Рихтер - без названия. 50-е.
06) Рихтер - Белая река. Начало 60-х.
07) Иван Великий – (вид из окна). 60-е.
Новые фотографии на сайте
(выложены 11/02/2018)
Новые фотографии на сайте
(выложены 10/02/2018)