1951
1952
1953
П.Печерский. «Концерты Н.Дорлиак и С.Рихтера». «Советская Латвия», 20/12/53.
1952
Н.Шехонина. «Советское искусство», 1952, 16 апреля.
Концерт Е.Мравинского и С.Рихтера в рабочем клубе
(08/04/52 – Москва. Дворец культуры им.Горбунова (Фили))
Фрагмент
Кульминационным моментом концерта оказалось выступление во втором отделении пианиста Святослава Рихтера с первым фортепианным концертом Чайковского. Яркая индивидуальность, высокая артистичность и самобытность дарования С.Рихтера придали особую прелесть исполнению концерта. Цельность формы и тонкое понимание стиля Чайковского, прочувствованность и выразительность, размах и задушевная искренность отличали игру пианиста. Все удалось ему: и мощное, торжественное вступление, и динамическая жизнеутверждающая первая часть, и обаятельные, мягкие лирические мелодии первой и второй частей, и труднейшие для исполнения прозрачные, изящные скерцозные эпизоды второй части и, наконец, светлые жизнерадостные образы экспрессивного, виртуозного, стремительного финала концерта. Проникновенно и чутко аккомпанировал пианисту оркестр.
Ин.Попов. «Новое слово». Заметки о музыкальном строе фильма «Композитор Глинка». «Советское искусство», 1/10/1952.
Наконец, говоря о музыкальной стороне фильма, нельзя не вспомнить эпизода с Ф.Листом. Крупнейший советский пианист Святослав Рихтер, выступая в роли знаменитого венгерского музыканта, не только приятно обрадовал наличием незаурядного актерского таланта, но и буквально потряс своим пианистическим мастерством. Каждый музыкант-исполнитель играет всегда в одной, присущей ему, исполнительской манере. Какой бы музыкальный образ он ни трактовал, технические приемы, общий технический стиль его игры будет один и тот же. Рихтер же здесь продемонстрировал невозможное: он играл в совершенно не свойственной ему исполнительской манере, создавал яркий, цельный и законченный музыкальный образ. А ведь это, пожалуй, труднее, чем драматическому актеру исполнить роль на другом языке.
Автор: Р. ЮРЕНЕВ
(Фрагменты)
«Искусство кино», 31/10/52.
Дирижер Е. Мравинский показал, как и следовало ожидать, прекрасное владение оркестром, тонкую нюансировку и яркое жизнеутверждающее истолкование произведений Глинки. Святослав Рихтер с огромным темпераментом и великолепным мастерством исполнил "Марш Черномора" в переработанной им транскрипции Листа. Интересно, что пианист играл не в своей манере, а в манере несколько внешней, изобилующей эффектами, то есть так, как, по воспоминаниям современников, играл Лист.
…………………
Музыкальная характеристика Франца Листа сделана С. Рихтером блестяще, но актерски она совершенно не удалась: Рихтер явно переигрывает.
1953