1950-е
СОДЕРЖАНИЕ:
1). Иляна Стере. «С.Рихтер и Н.Дорляк в Бухаресте». «Народная Румыния», 1958, №5.
2). "Легендарный виртуоз"
Опубликовано в журнале TIME.
Понедельник, 16 июня 1958 года
3). Маркиз де Гонто-Бирон. "Музыкальная жизнь", 1958, №7 (фрагмент).
М.Сабинина. На концертах Филадельфийского оркестра (фрагмент). «Музыкальная жизнь», 1958, № 10
«Народная Румыния», 1958, №5
Иляна Стере
С. РИХТЕР И Н. ДОРЛЯК В БУХАРЕСТЕ
Выдающимся событием нашей культурной жизни были в марте концерты в Бухаресте пианиста Святослава Рихтера н певицы Нины Дорляк.
Все их выступления пользовались исключительным успехом. Публика, заполнявшая до отказа зал Атенеума, щедро воэнагражаала артистов несмолкающимн овациями и вызывала на бис.
Ниже помещаем краткое интервью, данное артистами сотруднику нашего журнала.
— Каково ваше мнение о румынской публике и ее музыкальных вкусах?
Святослав Рихтер: — Максимально резюмируя — совершенно исключительное. Да, исключительное! Все-таки хочется уточнить: это публика отзывчивая, требовательная и музыкальная. Она не просто любит, а буквально боготворит музыку.
Нина Дорляк: — Когда я пою, мне часто случается смотреть в зал, следить за взглядами слушателей. Так вот: ваша публика воспринимала музыку с необычайной чуткостью. Бухарестская публика умеет слушать вдумчиво, проникновенно и реагирует именно так, как следует.
— Не можете ли вы провести параллель между румынской публикой и публикой других строк, где вы выступали?
Святослав Рихтер: Трудно делать такие сравнения. И все-таки. Вот вам отличительная черта румын: страстный, я бы сказал, вулканический темперамент.
Нина Дорляк: Полностью присоединяюсь к мнению мужа.
— Как вы сотрудничали с оркестром нашей Филармонии и с дирижером Альфредом Алессандреску?
Святослав Рихтер: Я доволен. Исполнение концерта для фортепьяно с оркестром Брамса обычно представляет большие технические трудности. Все-таки после упорной, но очень интересной работы мы вместе их одолели. Без всяких оговорок, бухарестский оркестр Филармонии блестящий и обладает большой музыкальной культурой. Альфред Алессандреску — очень чуткий, исключительно внимательный к оркестру дирижер и музыкант с большим вкусом.
— Каково ваше мнение о румынских музыкальных деятелях?
Святослав Рихтер: Скажу вам о Джордже Джорджеску. Меня покорила его огромная личность. По-моему, это один из лучших современных дирижеров.
Нина Дорляк: За эти дни я узнала Джорджеску не как артиста, а как человека. Должна вам сказать, что юношеская, вопреки возрасту сила, изумительная работоспособность, многосторонняя культура и живой ум этого человека не то, что произвели на меня впечатление, а буквально ошеломили меня. Нам очень жаль, что мы не смогли более основательно познакомиться с музыкальной культурой Румынии.
Святослав Рихтер: Все-таки мы видели несколько музыкальных спектаклей. Прекрасное впечатление произвел на меня «Фауст». Исключительно хороши Корнелия Гаврилеску — Маргарита и Н. Херля — Валентин. Очень красив балет.
Нина Дорляк: В Театре оперетты мы с удовольствием смотрели «Веселую вдову».
— Какое впечатление произвел на вас Бухарест?
Нина Дорляк: О. совершенно исключительное! Этот город восхитительно живописен, похож на удивительную картину. По поводу ‘картин... В вашей национальной галлерее Музея искусств находятся бесценные сокровища.
Святослав Рихтер: Нас покорили картины ваших славных мастеров: Амана, Григореску, Лукьяна.
Нина Дорляк: На выставке кустарных изделий мы познакомились с вашим замечательным народным искусством. Прекрасна необычайная гармония красок национального костюма. Очень изящны декоративные изделия.
Святослав Рихтер: Если уж разговор о Бухаресте, нельзя обойти молчанием бухарестчан. Они пользуются вполне заслуженной славой людей гостеприимных, веселых, любезных. Я чувствовал себя среди друзей.
- Мы надеемся, что вы еще приедете к нам?
Нина Дорляк: И мы надеемся. Мы уносим с собой наилучшие впечатления и желание снова увидеть наших друзей — румын.
Святослав Рихтер: На этот раз я готов подписаться под словами жены.
ИЛЯНА СТЕРЕ
"Легендарный виртуоз"
Опубликовано в журнале TIME.
Понедельник, 16 июня 1958 года
Сорокачетырехлетний Святослав Рихтер, давно ставший легендой во всем мире, в то же время остается самым загадочным в мире пианистом. Те немногие, кому довелось побывать на его концерте, утверждают, что он – один из величайших пианистов современности. Но в отличие от своих прославленных соотечественников – таких как пианист Эмиль Гилельс и скрипач Давид Ойстрах, Рихтер не состоит в Коммунистической партии, и ему никогда не позволяли выезжать на Запад. И вот на прошедшей неделе Запад приехал к Рихтеру. Совместно с гастролирующим в Ленинграде Филадельфийским симфоническим оркестром, Рихтер исполнил виртуозно-сардонический Пятый концерт Сергея Прокофьева.
Несмотря на то, что оркестр впервые играл это сочинение, и у Рихтера был всего час на репетицию с музыкантами, оркестр и солист установили поразительный контакт друг с другом, что было немедленно отмечено публикой. «Между нами происходил постоянный обмен электричеством», - сказал дирижер Юджин Орманди после выступления. Сарказм текста Прокофьева в исполнении Рихтера обрел весь калейдоскоп оттенков, при этом он не поддался искушению пустить слезу в лирических местах или «отбарабанить» его стремительную кульминацию. «Он щелкнул этот концерт как орешек, - с восхищением говорил концертмейстер Филадельфийского оркестра Джекоб Крахмальник, - будто это ему ничего не стоило».
Высокое напряжение. Техническое мастерство Рихтера как пианиста настолько совершенно, что публика забывает о нем. Его огромные руки могут брать децимы и одновременно терции первым и вторым пальцем. Его бравурные пассажи величественны без намека на тяжеловесность, его пианиссимо – чудо бархатного туше. Его гибкий ритм сообщает неожиданно высокое напряжение даже самой известной музыке. Когда он играет, его подвижное, как у фавна, лицо, отражающее все эмоции, точно масса обнаженных нервных окончаний, морщится как от судорожной боли, когда ему случится взять фальшивую ноту.
Рихтер чаще всего играет Шуберта и Листа, реже - Дебюсси и Равеля. («Это слишком красивая музыка, ее нельзя исполнять часто»). В отличие от большинства советских артистов, он превосходно знаком с сочинениями современных западных композиторов, например, Бартока и Хиндемита. В общей сложности, его репертуар насчитывает 25-30 сольных программ и множество концертов.
Единственная возможность. Начав работать в 16 лет концертмейстером Одесской оперы, в 21 год вундеркинд Рихтер решил стать пианистом. Он поступил в Московскую консерваторию, и в 39-м году громко заявил о себе среди советских музыкантов, когда исполнил премьеру Шестой сонаты Прокофьева. В наши дни он дает по 120 концертов за сезон в России и государствах Восточного блока. Он и его жена, лирическое сопрано Нина Дорлиак, живут в московской квартире, номер телефона которой он не может запомнить из-за рассеянности. Когда он в настроении, он сидит за роялем по 14 часов в день, но бывает, что и месяцами не притрагивается к инструменту. Рихтер не любит записываться, и его редкие диски, появляющиеся в США, едва ли способны достойно представить его искусство. Исключение составляют разве что записи Шумана на лейблах «Декка» и «Монитор». Тем не менее, для большинства западных любителей музыки пластинки останутся единственной возможностью услышать Рихтера. Хотя дирижер Орманди желал бы привезти его в США, Россия явно не готова выпустить в мир своего лучшего пианиста.
Перевод Ксении Ересько.