ИСТОРИЯ ФОНДА СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА

 

Информация взята с сайта Фонда

http://richterfoundation.ru/foundation-history/

Фонд был задуман как благотворительная организация в начале 90-х годов – в то время одна из немногих в стране, направившая свои усилия на проведение в российской провинции различных мероприятий в области культуры, в первую очередь фестивалей классической музыки.

В шестидесятые годы прошлого века Святослав Рихтер в летнее время жил на даче вблизи Тарусы — маленького городка в Калужской области. В этом удивительно красивом месте на берегу Оки, связанном со многими именами русских художников, писателей и музыкантов, Святослав Теофилович много и плодотворно занимался перед первыми зарубежными гастролями. Летом 1960 года он подготовил около десяти музыкальных программ, которые в дальнейшем потрясли музыкальный мир.

Мысль о создании в Тарусе школы творчества музыкантов и художников, где молодые исполнители могли бы, как он в своё время, успешно заниматься и отдыхать, родилась у Рихтера значительно позднее, в начале 90-х годов. Финансовую поддержку своей идеи он надеялся получать при проведении ежегодных музыкально-художественных фестивалей, в которых принимали бы участие как он сам, так и его друзья и коллеги Наталия Гутман, Юрий Башмет, Элисо Вирсаладзе, Елизавета Леонская, Галина Писаренко и другие. Идея создания Фонда была горячо поддержана как коллегами-музыкантами, так и Ниной Львовной Дорлиак и Ириной Александровной Антоновой, первыми Вице-президентами Фонда. При организации Фонда Святослав Теофилович, ставший Президентом Фонда, передал в его собственность свою дачу и принадлежавший ему участок лесной опушки на высоком берегу Оки вблизи г. Тарусы.

С этим домом на Оке связана и любопытная история логотипа Фонда. Когда Рихтер увидел первый эскиз, он присмотрелся к нему внимательнее и отметил, что у Дома не хватает балкона. Несмотря на попытки убедить его, что логотип будет небольшого размера и балкона не будет заметно, он настоял на том, чтобы балкон присутствовал. С тех пор логотип Фонда претерпел минимальные изменения, в 2003 году с логотипа было убрано слово Тарусский т.к. Фонд внес изменения в свое названия и стал просто Фондом Святослава Рихтера, а в 2007 наименование Фонда целиком переместилось под «герб». Сама центральная часть логотипа осталась неизменной, какой её утвердил Святослав Теофилович.

Святослав Рихтер начал деятельность «Тарусского фонда Святослава Рихтера» своим концертом, состоявшимся 1 декабря 1992 года в Большом Зале МГК им. П.И. Чайковского, а также концертом и торжественным приемом на Декабрьских вечерах этого года в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

“Нести большое искусство в провинцию и помогать в становлении молодым талантливым музыкантам и художникам” — такова была основная идея Святослава Рихтера при создании Фонда.

Тогда, в 1992 году, это было смелое и непростое решение: проводить фестивали «высокого искусства» в Тарусе, в которой не существовало не только концертного зала для проведения концертов классической музыки (его, впрочем, нет и сейчас), но даже концертного рояля, пригодного для игры. (В ответ на инициативу С. Рихтера фирма Yamaha подарила вновь образованному Фонду рояль). Святослав Теофилович хотел, чтобы Фестиваль обязательно проводился именно в этом маленьком провинциальном городе. (С. Рихтер так же являлся художественным руководителем музыкальных фестивалей, которые проводились: в Туре, на юге Франции, с 1964 г . и в Москве, в ГМИИ им. Пушкина – с 1981 г .)

Первый Музыкально-художественный фестиваль в Тарусе состоялся летом 1993 г . и был посвящен творчеству великого норвежского композитора Эдварда Грига. Программа Фестиваля была составлена самим С.Рихтером. Исполнители других концертов тоже были выбраны Святославом Теофиловичем. Среди участников первого Фестиваля были Вадим Репин, Александр Мельников, Владимир Бальшин, Галина Писаренко, Елизавета Леонская. Художественным сопровождением фестиваля стала выставка работ скандинавских художников из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Эта уникальная выставка была представлена в залах Тарусской картинной галереи благодаря участию И.А. Антоновой, директора ГМИИ им А.С. Пушкина. Концерты в Тарусе проводились в кинотеатре «Мир», а в Москве – в Белом зале ГМИИ им. А.С. Пушкина и в Концертном Зале имени Чайковского МГАФ. Все концерты фестиваля были с одобрением встречены публикой и прошли с огромным успехом, как в Тарусе, так и в Москве.

С тех давних пор, каждый год в конце июля Фонд проводит летний музыкальный фестиваль в Тарусе. По традиции, начало которой положил Святослав Рихтер, в концертах  Фестиваля участвуют выдающиеся музыканты и, непременно, молодые исполнители. Для них это приглашение — событие в профессиональной и творческой жизни, старт, освященный именем великого музыканта.

Расширяя свою деятельность, Фонд Святослава Рихтера с 2006 года начал проводить музыкальный фестиваль «Таруса Зимняя», который гармонично дополняет музыкальными программами зимние каникулы, а с 2008 года во время проведения летнего фестиваля Фонд осуществляет новаторскую для России программу творческих музыкальных школ. Подобная практика существует во многих странах. Воспитанниками летних музыкальных школ в свое время были сотни выдающихся музыкантов. Летние школы изначально ориентированы на тех, кто любит музыку и не мыслит без нее жизни.

Российская культура (и музыкальная, в том числе) – основа не только духовного развития нации, но и непосредственная основа создания гражданского общества. Её проводниками должны стать молодые люди, впитавшие все лучшее из национальной и мировой культуры.

Первый фестиваль в Тарусе.

 

В программе сольного концерта 30/07/1993

Э.Григ, Лирические пьесы:

Lyric Piece No.1, Op.12/1, Arietta

Lyric Piece No.2, Op.12/2, Walzer

Lyric Piece No.3, Op.12/3, Wachterlied (Песня стражников, «Макбет» Шекспира)

Lyric Piece No.4, Op.12/4, Elfentanz (Танец эльфов)  

Lyric Piece No.12, Op.38/4, Hailing (Халлинг – норвежский танец)

Lyric Piece No.16, Op.38/8, Kanon

Lyric Piece No.17, Op.43/1, Papillon  (Бабочка) 

Lyric Piece No.22, Op.43/6, An den Fruhling (К весне)             

Lyric Piece No.23, Op.47/1, Valse-Impromptu   

Lyric Piece No.31, Op.54/2, Gangar (Norw.Bauernmarscli) (Норвежский крестьянский марш)

Lyric Piece No.34, Op.54/5, Scherzo

Lyric Piece No.35, Op.54/6, Glockengclautc (Колокольный звон)

-----------------------------------------------------------------

Lyric Piece No.39, Op.57/4, Geheimnis (Тайна)

Lyric Piece No.40, Op.57/5, Sie tanzt (Она танцует)

Lyric Piece No.41, Op.57/6, Heimweh (Тоска по родине) 

Lyric Piece No.46, Op.62/5, Traumgesicht (Видение)

Lyric Piece No.53, Op.65/6, Hochzeit aut Troldhaugen (Свадебный день в Трольдхауген) 

Lyric Piece No.57, Op.68/4, Abend im Hochgebirgc (В горах)   

Lyric Piece No.62, Op.71/3, Kobold (Гном)

Lyric Piece No.63, Op.71/4, Waldesstille (Лесная тишь)

Lyric Piece No.65, Op.71/6, Voriiber (Миновало) 

 

Lyric Piece No.66, Op.71/7, Nachtklange (Отзвуки)

 

 

Концерт Святослава Рихтера и Галины Писаренко 30/07/1993.

Григ

From Reminiscences of Mountains and Fjords, Prologue, Op.44/1 (Из цикла «Воспоминания о горах и фьордах», Пролог);

I Love Thee, Op.5/3 (Люблю тебя);

Hearing a Song, Op.39/6 (Слышу ли песни звуки);

The Mountain Thrall, Op.32 (В плену горбаллада);

The Way of the World, Op.48/3 (В вечерний час);

From Monte Pincio; Op.39/1 (Монте Пинчио);

The Time of Roses, Op.48/5 (Время роз);

A Dream, Op.48/6 (Сон);

------------------------------------------------------------

To the Motherland, Op.58/2 (К отчизне);

The Princess, EG 133 (Принцесса);

Say What You Will, Op.21/4 (За добрый совет);

I Walked One Balmy Summer Eve, Op.26/2 (Летний вечер);

You Whispered That You Loved Me, Op.26/3 (Ты шепталаТщеславная ?);

The GoalOp.33/12 (Моя цель);

Last Spring, Op.33/2 (Весна);

Eros, Op.70/1 (Эрос);

 

[With a Waterlily, Op.25/4 (С водяной лилией);

 

A swanOp.25/2 (Лебедь)]




 

Письмо Рихтера из Тарусы Павлу Фейеру в Будапешт (1/VIII, 1959).



Герард КИМЕКЛИС.

«Музыкальная жизнь», 1994, № 11-12.

 

ТАРУСА СОЗЫВАЕТ ГОСТЕЙ

 

Фестиваль Тарусского фонда Святослава Рихтера возник в дивном уголке Средней России, давно уже ставшем желанной обителью многих замечательных российских писателей и художников, поэтов и музыкантов. Принимая близко к сердцу боль и проблемы страны, С.Рихтер воспринял Тарусу как очаг духовности, животворящий свет которого может и должен распространиться по родной земле, помогая ее возрождению. Именно здесь в 1992 году он и основал фонд, призванный содействовать этой важной цели и ставящий своей целью всемерно поддерживать молодые таланты, помогать им прокладывать путь в большое искусство. Идеи фонда сплотили известных музыкантов и искусствоведов. Среди них – Нина Дорлиак, Галина Писаренко, Ирина Антонова. Генеральным директором организации стала Эльвира Орлова. Начинание подкрепили материально сам Святослав Теофилович, подаривший фонду изрядную сумму со своим тарусским домом и землей впридачу, а также частные лица и коммерческие структуры.

 

Было решено создать в Тарусе литературно-музыкальный Центр, который будет ежегодно проводить музыкальные фестивали, художественные выставки и семинары, вести научно-исследовательскую работу по актуальным вопросам современной культуры. Тем самым получала дальнейшее развитие благородная идея Декабрьских вечеров в ГМИИ имени А.С.Пушкина, неотделимых от имени Рихтера и его усилий донести до сознания людей величие музыкального искусства, истоки которого питаются глубинами человеческой духовности, чувствами, навеянными шедеврами литературы, скульптуры, живописи.

 

В июле прошлого года состоялся Первый фестиваль Тарусского фонда. По предложению Рихтера он был посвящен 150-летию со дня рождения Эдварда Грига. Начавшись концертами в самой Тарусе, к которым устроители приурочили выставку произведений скандинавских художников из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина, фестиваль завершился в столице. Здесь подлинным апофеозом праздника стали сольный концерт самого Святослава Рихтера и его выступления в ансамбле с Лизой Леонской (фортепиано) и Галиной Писаренко (сопрано). В этом году в Тарусе, а‘ затем и в столице вновь были развернуты интересные художественные выставки, в рамках второго фестиваля звучала музыка западноевропейских и русских композиторов – Перголези, Моцарта, Шумана, Шопена, Брамса, Р.Штрауса и А.Шёнберга, Чайковского, Рахманинова и Римского-Корсакова. Исполнителями были Галина Писаренко и Елена Свечникова (меццо-сопрано), Александр Науменко (бас) и Елена Брылева (сопрано), Александр Мельников (фортепиано) и Вадим Репин (скрипка), Миша Рахлевский с камерным оркестром “Kremlim“, Наталья Журавлева (художественное слово) и другие.

 

Святослав Теофилович не смог на этот раз, к сожалению, принять личное участие в концертах и направил в адрес участников и устроителей фестиваля теплую телеграмму, в которой пожелал всем радости и хорошего настроения. А оно и в самом деле было отличным, вопреки причудам московской погоды и сумрачной неухоженности российской провинции, не очень-то настраивавших на оптимистическое мироощущение. Великолепна была со вкусом подобранная экспозиция французской живописи первой половины XIX века из собраний ГМИИ имени А.С.Пушкина, показанная в Тарусской картинной галерее. Здесь же, а также в фойе местного кинотеатра “Мир“, где прошел один из вечеров фестиваля с исполнением Stabat Mater Перголези, экспонировались самобытные работы местных и московских живописцев, среди них – одного из старейшин художественного цеха Макса Бирштейна. Приятным сюрпризом для гостей и участников фестиваля стал новый рояль “Ямаха, подаренный фонду японской фирмой. В дни праздника было объявлено о присвоении Святославу Рихтеру звания Почетного гражданина Тарусы. Еще одна, пусть скромная, но, наверное, дорогая сердцу награда мастеру за вклад в культуру, за веру в духовность российской провинции.

Герард КИМЕКЛИС


ФЕСТИВАЛЬ В НАШИ ДНИ

 


 

СЛУШАЕМ ЗАПИСИ РИХТЕРА


 

Таруса, Ока. Фотографии, сделанные Рихтером лично в 1967 г. 

(из архива Н.Д.Журавлевой, часть которого она подарила школе им. Рихтера в Житомире).


Во время Тарусского фестиваля с некоторых пор проводятся выставки картин на деревьях. Учредил их в своем имении в лесу, в деревне Шишкино, Вадим Борисович Козьмин-Бороздин, музыкант, дипломат и меценат. Местные ходожники развешивают картины, гости ходят по лесным тропинкам, любуются живописью и природой. Во время выставки звучит музыка в исполнении Рихтера. Потом с воспоминаниями выступают хозяин и гости. Помню, как в 2013-ом с утра шел несильный, но надоедливый дождь, к счастью, к началу официальной части закончившийся. Я предложил послушать «Сады под дождем» Дебюсси, благо, выбрать можно всё, что угодно - внешний винчестер с практически всеми записями Рихтера в таких случаях всегда со мной.

В 2014-м я прочитал письмо Рихтера Павлу Фейеру из Тарусы в Будапешт. Рихтер писал о программах, над которыми работает в доме над Окой.

«Картины на деревьях» - замечательное событие, свидетельствующее, что искусство, интерес к нему, существует не только в столицах.

 

Шишкино находится недалеко от Алекино, а в лесу рядом с Алекино – дом Рихтера над Окой. Любимые места Святослава Теофиловича. 

Дочка Вадима Борисовича Козьмина-Бороздина, Юля, обладающая разнообразными талантами, ставшая в 19 лет членом Союза писателей, посвятила Рихтеру два своих произведения. О них рассказала Галина Алексеевна Писаренко:

 

 

В конце июля 1997-го года на Николиной Горе Святослав Теофилович играл Юлин «Лунный свет над Окой». Потом долго молчал. Затем прочел её рассказ «Когда шумят леса». Читал, улыбаясь, и сказал: «Хорошо», - и дал согласие на открытие этим рассказом Тарусского музыкального фестиваля его имени. А через два дня Святослава Теофиловича не стало. Рассказ Юли звучал уже на вечере его памяти…



Тарусский краеведческий музей

 


Известия,  №181, 01  октября  2009, C.10

В ТАРУСЕ ВСПОМНИЛИ СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА

Автор: Елена Мишина

В старинной Тарусе состоялся музыкальный фестиваль "Сентябрьские вечера", посвященный Святославу Рихтеру. Великий пианист истово любил тихую красоту этих мест и мечтал, чтобы на живописнейшем берегу Оки не смолкала музыка.

Ему грезилась маленькая мастерская для художников и музыкантов, из которой открывались живописные пути прямиком на окский пленэр. И импровизированная сцена на речных откосах - что может быть лучше для тех, кто музыку играет, и тех, кто ее слушает? Первый фестиваль состоялся в Тарусе в 1993 году: Рихтер, Наталья Гутман и Юрий Башмет сыграли Грига...

После смерти легендарного пианиста в конце 1990-х дом оказался разграбленным - разобрали по бревнышку и украли даже деревянные полы. И только теперь благодаря усилиям Святослава Писаренко и Эльвиры Орловой - руководителей Фонда Святослава Рихтера - дом великого музыканта восстанавливается.

В нынешнем году фонд добавил к летнему и зимнему фестивалям еще и осенний - "Сентябрьские вечера". Два уикенда - четыре разные программы в исполнении музыкантов Государственной академической капеллы под управлением Валерия Полянского. Начали с "Маленькой ночной серенады" Моцарта и Концерта для фортепиано Шнитке. Опасались, что местная публика не воспримет достаточно сложное сочинение, но зря: солистка Татьяна Полянская с таким шиком преподнесла Концерт, что ее выступление стало одним из самых ярких событий тарусского сезона.

Вторая программа была отдана духовной музыке - хоровым фрагментам из "Литургий Иоанна Златоуста" Чайковского и Рахманинова, прозвучавшим в исполнении хора Госкапеллы под управлением дирижера Сергея Вепринцева. По контрасту - романсы и арии из опер русских и зарубежных композиторов в исполнении Татьяны Федотовой, Людмилы Кузнецовой, Олега Долгова, Александра Киселева.

Апофеозом фестивальных дней стал "Реквием" Моцарта, собравший рекордное количество публики. Моцартовский шедевр звучал в Тарусе впервые и вызвал целую бурю эмоций. Публика благодарила музыкантов стоя. Министр культуры Калужской области Александр Типаков тоже был взволнован: "Мы гордимся, что отечественная исполнительская школа торжествует. Ей действительно нет равных", - и тут же пригласил артистов приезжать почаще.