10-го марта 1978-го в отделе гравюры и рисунка ГМИИ им. Пушкина открылась выставка “Музыкант и его встречи в искусстве”. Об этом сообщила прогpамма “Время”, которую в тот день не удалось посмотреть. Я как раз собирался в командировку в Москву и пытался узнать у разных киевских знакомых о выставке, т.е., о том, где ее искать. Как-то не верилось, что она могла расположиться в самом музее. Мои приятели, бывшие близкими приятелями Святослава Теофиловича и Нины Львовны, дали мне номер их телефона, которым я мог воспользоваться, если никакие другие московские источники не помогут. Так в конце концов и получилось, что я, приехав в Москву, вынужден был, испытывая душевный трепет, набрать этот номер. Трубку взяла Нина Львовна. Меня поразил ее голос: достоинство, доброжелательность, то, что принято называть “породой” . “Вы обязательно должны побывать на выставке,” – настоятельно советовала она и, разумеется, объяснила, что находится выставка возле музея им. Пушкина, в небольшом домике в переулке маршала Шапошникова.

Приехав на место, я понял, что не заметить это значительно мероприятия было невозможно. У здания стояла очередь, и еще висела большая вывеска: “Музыкант и его встречи в искусстве”.

Буклетов выпустили очень мало, и мне, разумеется, не досталось, но позже администратор нашей филармонии, светлой памяти Ольга Ивановна Фролова, любезно разрешила переснять ее экземпляр, подаренный самим Маэстро.

В экспозиции было выставлено 28 портретов. К каждому Святослав Теофилович написал комментарий. Поражает его язык, точность характеристик, текст и подтекст. Знакомство с выставкой и комментариями Рихтера позволило почувствовать, открыть для себя новые грани его незаурядной личности.

 

Думаю, что поклонникам великого Маэстро будет интересно познакомиться, хотя бы, сидя у компьютеров, с событием культурной жизни столицы тех далеких лет, вызвавшим столько искренних откликов.

Так выглядела обложка:

http://farm3.static.flickr.com/2002/2139395174_268ac8313a.jpg

 

А вот первый портрет :

Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958)

Рихтер. Набросок

Бумага, карандаш, акварель. 66,5*54

Собственность Н.Дорлиак

 

“К сожалению, был только один сеанс: первый эскиз к портрету. Это было время, когда Фальк имел доброту направлять меня в моем желании рисовать. От замысла написать мой портрет остался только этот набросок.

Вспоминается прохладное ателье – мансарда Роберта Рафаиловича в доме с “павлинами”  на набережной с видом на Кремль и Москву-реку.”

 

http://farm3.static.flickr.com/2030/2139507008_7aefe21d03.jpg

 

 

Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958)

Нарышкина. Набросок

Бумага, акварель. 39*30

Собственность С.Рихтера

 

“Париж. Начало тридцатых годов. Они познакомились в ресторане. Фальк пришел перекусить, официантка спросила: “Вы, наверное, русский, месье?”

Она была красивая. Фальк сказал: “Мне очень хотелось бы написать Ваш портрет”.

- Зачем? Я теперь совсем нехороша.

- Но в Вас чувствуется порода.

- Еще бы, я ведь Нарышкина…

Мне же этот набросок напоминает знакомый образ артистки Малого театра Елены Николаевны Гоголевой.”

http://farm3.static.flickr.com/2180/2139020161_c9226a11d3.jpg

 

Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958)

Раиса Вениаминовна Идельсон. Набросок. 1923

Бумага, чернила. 31*19,5

Собственность С.Рихтера

 

“Раиса Вениаминовна Идельсон – вторая жена и модель Фалька. Набросок, относящийся к 1922-1923 годам, как бы пропитан остротой того времени. Вспоминаю одно или два своих посещения Раисы Вениаминовны и ее сестры Александры Вениаминовны  в их квартире на Кировской. Они обе очаровали меня своей простотой, которая и есть, по-моему, признак подлинной интеллигентности.”

http://farm3.static.flickr.com/2073/2139031005_082a21b156.jpg

 

 

Серов Валентин Александрович

1865-1911

Портрет Н.Н.Гучковой. 1902

Бумага, пастель, уголь прессованный. 54,5*36

Собственность В.Прохоровой

 

Я жил в доме Надежды Николаевны Прохоровой (Гучковой) в тяжелые дни войны и был принят там просто и по-родственному. Это был дом со старыми московскими традициями – добрый, русский, готовый поделиться всем, что есть.

…Неожиданно с фронта на один день пришел младший сын Надежды Николаевны и поздно вечером ушел, чтобы больше не вернуться. Она провожала его через затемненную кухню. Я никогда не забуду, как она смотрела вслед уходящему мальчику…

…До последнего дня ее жизни я был рядом с ней.

 

http://farm3.static.flickr.com/2249/2141358819_8a8f281030.jpg

 

 

Серов Валентин Александрович

1865-1911

Портрет Л.Н.Гучковой. 1902

Бумага, пастель, уголь прессованный. 36*50,5

Собственность Л.Висковской

 

Любовь Николаевна Гучкова – сестра Надежды Николаевны. Глядя на рисунок Серова, мне трудно узнать в этой девочке ту Любовь Николаевну, с которой я был знаком. В ней угадывалась, несмотря на преклонный возраст, женщина начала столетия, la belle epoque – Северянин, Принцесса Греза и т.д. Милейший человек не от мира сего, фантазерка…

Обе сестры – представительницы ушедшей России, ушедшей эпохи.

Что же можно сказать о Серове? В Японии есть камни, на которых высечен предельно лаконичный текст. Например: “О дружбе нечего говорить”. Вот так и здесь.

 

http://farm3.static.flickr.com/2021/2141376189_a56932f5a4.jpg

 

 

Шухаев Василий Иванович

1887-1974

Портрет молодого грузина. 1950

Бумага, сангина, уголь, цв. карадаш. 49*40

Собственность С.Рихтера

 

Шухаев личность особенная, один из самых легких людей, встречавшихся мне. Человек с несгибаемым и счастливым характером.

В конце сороковых годов в Тбилиси была у меня чудная жизнь. Мы были очень дружны все: Шухаевы – Василий Иванович и Вера Федоровна, художница Елена Ахвледиани и Кэто Магалашвили, Куфтины, Нейгауз, Нина Долиак и я.

Мне не надо было готовиться к концертам, и наше утро с Василием Ивановичем начиналось по-парижски, с бутылки шампанского. Он писал мой портрет, а я позировал, почти засыпая. Портрет получился не очень удачным. Василий Иванович сказал с улыбкой: “А Вы сами виноваты, так позировали. Я пишу только то, что вижу”. Он никогда не льстил в портретах, так же как и в жизни. Он часто говорил “гадости” – делал это очень мило и без злобы (некоторые не понимали и обижались). Одной известнейшей грузинской актрисе он сказал: “А знаете, когда Вы думаете, у Вас лицо становится глупым”. Портрет молодого грузина и Надежды Харадзе я у него купил в то время. Они мне понравились меткостью и остротой характеристик.

О молодом грузине знаю только, что он художник.

http://farm3.static.flickr.com/2125/2141559555_ff000f6ed6.jpg

 

Шухаев Василий Иванович

1887-1974

Портрет певицы Надежды Харадзе. 1949

Бумага, пастель, сангина, цв. карадаш. 80,5*58

Собственность С.Рихтера

 

Надежда Харадзе – известная оперная певица, талантливая актриса, одна из признанных красавиц Тбилиси. Портрет – пример послевоенной элегантности грузинской столицы.

http://farm3.static.flickr.com/2176/2141535123_1d239ca740.jpg

 

Шухаев Василий Иванович

1887-1974

Портрет Валентины Константиновны Куфтиной. 1952

Бумага, цв. карадаш, пастель. 30,5*20

Собственность С.Рихтера

 

Куфтина Валентина Константиновна – пианистка, вдова очень известного талантливого археолога академика Бориса Алексеевича Куфтина. Встреча с этими особенными людьми – одна из самых значительных в моей жизни. Это – герои, и он, и она. Вся их судьба необычайна, было в ней какое-то предначертание, и трагический конец как будто определен заранее.

В портрете, в котором Шухаев не польстил Валентине Константиновне, выражена зато ее страстная требовательность к себе, к другим и к миру. Полная цельность. Если она и бывает в тягость – это все же одно из самых ценных качеств человека. Во взгляде ее на портрете почти обвинение. Она как бы смотрит в глубину вашей совестью.

Пианистка, ученица Блуменфельда, женщина с  тонким изысканным вкусом и своим стилем. Однажды в Тбилисской консерватории я аккомпанировал Валентине Константиновне на втором рояле Второй концерт Прокофьева. Это было только для студентов, было утром, но она была в вечернем черном газовом платье, подчеркивая этим торжественность и серьезность происходящего.

http://farm3.static.flickr.com/2227/2141656719_c33d3b2bd0.jpg

 

Ульянов Николай Павлович

1875-1949

Портрет О.Л.Книппер-Чеховой в роли Раневской. 1904

Холст, масло. 175*136

Собственность музея МХАТ СССР имени М.Горького

 

Одно из мои первых общественных выступлений после переезда из Одессы в Москву состоялось в ВТО. В артистической я вдруг увидел грустный портрет, в котором угадал О.Л.Книппер-Чехову. Это и было мое первое знакомство с Ольгой Леонардовной (Раневская, 3 акт “Вишнеаого сада” – “Продан вишневый сад?”).

Потом я уже имел счастье лично познакомиться с Ольгой Леонардовной и беру на себя смелость сказать – был ее другом… Ежегодние встречи Нового года, Гурзуф, Николина гора… Слов нет, чтобы выразить мое восхищение перед этой замечательной женщиной. Портрет, мне кажется, одна из лучших вещей Ульянова.

http://farm3.static.flickr.com/2118/2141712597_4636309434.jpg

 

Ульянов Николай Павлович

1875-1949

Журавлев-Лермонтов. Эскиз

Холст, масло. 50,5*40,5

 

Дмитрий Николаевич Журавлев – артист, из моих любимых артистов, дорогой Дмитрий Николаевич, “Пася”. Чтец – Пушкин, Чехов, Толстой. Московский любимец и страстно влюбленный в искусство человек.

Конечно, на этом портрете это не совсем он и не совсем Лермонтов, но разве это не удача художника?

http://farm3.static.flickr.com/2390/2142546660_5086f1874e.jpg

 

 

Габричевский Александр Георгиевич

1891-1968

Портрет Максимилиана Волошина

Холст, масло. 61*55

Собственность О.Северцевой

 

“Волошин” – работа А.Г.Габричевского, известнейшего искусствоведа, его портрет работы Фалька экспонирован на выставке. Для меня Волошин – это его дом, дом-музей с башней, его вдова, Мария Степановна-Марципановна (это ее так звали Габричевские), картины Остроумовой-Лебедевой, Богаевского, Коктебель, рассказы о Максе, слышанные в семье Габричевских-Северцевых. И один момент – когда ночью в башне было темно и царила одна голова царевны Таиах в лунном свете.

А о Волошине-поэте все знают.

http://farm3.static.flickr.com/2344/2144719680_81d5af5b4d.jpg

 

 

Кончаловский  Петр Петрович

1876-1956

Портрет Веригиных

Холст, масло. 145*145

Собственность С.Рихтера

 

Портрет 1918 года. Кажется, нигде на выставлялся в России. Интересна история этой картины. В Париже на одном из моих концертов я получил ветви белой сирени, на другом – опять белую сирень с письмом, в котором было написано, что эти цветы от одной пианистки в память о ее матери, посылавшей всегда белую сирень на концерты С.В.Рахманинова.

Потом мы познакомились – я пришел поблагодарить за цветы. Это было часов 12 дня, и когда я спросил : “Дома ли Александра Львовна?” (потом мы звали ее Шурочка), - ее муж весело сказал: - “Дома, но она в обмороке, потому, что Вы пришли”. С тех пор у нас завязалась дружба. Будучи весьма богатыми, они ездили за мной повсюду на мои концерты. Шурочка всячески старалась баловать меня. Она и завещала мне этот портрет, где она изображена со своим первым мужем – пианистом Веригиным.

П.П.Кончаловского я встречал, когда жил у А.И.Трояновской в Буграх, в “поместье” Кончаловского. Изредка слышал прекрасный баритон Пера Петровича, напевавшего итальянские каватины во время работы. Помню его и в ложе на своих концертах (кстати, он страшно любил вариации на тему Диабелли Бетховена). В нем были могучесть, богатство, щедрость, легкость, артистизм таланта.

http://farm3.static.flickr.com/2118/2143986723_67c4019c55.jpg

 

Магалашвили Кэтэвана Константиновна

1894-1974

 

Генрих Нейгауз. 1952

 

Холст, масло. 64*50

Собственность С.Рихтера

 

Я очень дружил с Кэтэваной Константиновной Магалашвили с 1943 года, когда пришел к ней прямо с гор в альпинистском костюме. У нее было ателье с видом на весь Тбилиси, и по вечерам можно было видеть Казбек, розовый. Она типичная представительница Грузии, с наружностью Медеи, с горящими черными глазами, истинная кахетинка, сердечная и гостеприимная. Жила в своей ‘башне” как царица, и в то же время очень просто. До сих пор слышу ее голос, спрашивающий у дверей: “Винари?” (Кто там?).

В этом портрете Генриха Густавовича, сделанном, по-видимому, во время его гастролей, когда он перед концертом повторял у Кэто программу, на редкость поразительная удача сходства. Тут передано состояние полного слияния с музыкой, момент полного слияния со звуком, буквально слышимым. (Может быть, это одно из интермеццо Брамса?)

http://farm3.static.flickr.com/2195/2144828724_2d8756fa46.jpg

 

 

Магалашвили Кэтэвана Константиновна

1894-1974

 

Портрет певицы Нины Дорлиак

Холст, масло. 80,5*58

Собственность Н.Дорлиак

 

Когда я впервые пришел на Арбат, в дом замечательной певицы Нины Дорлиак, я сразу же увидел над роялем, рядом с оригиналом этот портрет, который поражает сходством облика, но при ближайшем рассмотрении видно, что привнесено что-то во взгляде и в выражении южно-пассивное, свойственное женщинам Кавказа, но никак не свойственное оригиналу.

Конечно, это портрет как бы на эстраде, портрет артистки, портрет красивый.

 Кэтэвана Константиновна очень жаловалась, что ее излюбленная модель была чрезвычайно неаккуратна и систематически опаздывала на сеансы, что не способствовало вдохновению художницы.

http://farm3.static.flickr.com/2192/2144070707_81a2b3f15e.jpg

 

 

Фальк Роберт Рафаилович

1886-1958

 

Портрет Александра Георгиевича Габричевского. 1951

Холст, масло. 80,5*65

Собственность А.Щёкин-Кротовой

 

Портрет А.Г.Габричевского, искусствоведа, страстного любителя искусства, музыки, вообще всех искусств, колоссального эрудита, покорителя сердец, всегда ребенка и – атлета. В этом портрете, конечно, он уже низверженный атлет, который уже не может дать волю своим желаниям, и поэтому в нем доля трагизма. В каком-то смысле он перекликается с рембрандтовскими автопортретами. Портрет в Москве знаменитый, одна из лучших вещей Фалька.

http://farm3.static.flickr.com/2332/2144105633_ce6b7ebea7.jpg

 

Фальк Роберт Рафаилович

1886-1958

 

Рузя Шерешевский

Холст, масло. 88*72,5

Собственность А.А.Шерешевского

 

Арон Соломонович Шерешевский – друг Нины Львовны Дорлиак и мой. Мы были связаны долголетней дружбой. Прекрасный музыкант, дирижер (он вел оперную студию при консерватории), моцартианец, умница, циник. Человек, прошедший в ополчении войну, предельно скромный, высокий профессионал. На этом портрете, который, кстати, никогда не выставлялся, Шерешевскому 16 лет. Написан он в Витебске.

 http://farm3.static.flickr.com/2109/2144135761_03b7d92e2b.jpg

 

 

Фальк Роберт Рафаилович

1886-1958

 

Портрет жены (Ангелины Васильевны Щёкин-Кротовой). 1953

Холст, масло. 79*63

Собственность А.Щёкин-Кротовой

 

Портрет жены художника Ангелины Васильевны Щёкин-Кротовой, Гели, его вдохновительницы и музы. Портрет обладает необычайным очарованием, большим сходством. Геля – в позе задумавшейся учительницы (так мне кажется).

С 1942 года я бывал в доме Фалька. Помню его советы, спокойно-мудрые – никуда не спешить, откладывать все впрок. Его советы были для всего – и для музыки тоже.

Я сохранил к нему глубокую дружбу, преданность к художнику, который остался верен себе, был всецело в искусстве и победил время, пространство… Поэтому его живопись всегда живая, всегда в движении. Чем больше вы смотрите на его вещи, тем больше вы находите в них богатства. Но не спешите!!!

Все, кто бывал у него в мастерской на его показах – коцертах живописи, никогда их не забудут.

http://farm3.static.flickr.com/2027/2144979004_72c6e0a35b.jpg

 

Корин Павел Дмитриевич

1892-1967

 

Константин Николаевич Игумнов. 1941

Холст, масло. 160*187

Собственность Государственной Третьяковской галереи

 

В этой вещи я вижу конфликт внутреннего мира артиста и внешней официальной обстановки, в которой он находится. Игумнов был человеком нежной лирической души, скрытой за внешней сдержанностью, придававшей порой его облику некоторую сухость и призрачность. Если долго вглядываться в его лицо на портрете – кажется, что он внутренне вслушивается в музыку. Пальцы рук почти двигаются, как бы воспроизводя близкие всем мелодии Чайковского.

Это – “двойной портрет” – человек и рояль.

Павел Дмитриевич Корин – художник блестящего мастерства и острого реального видения. Его портреты предельно досказаны, они, если можно так выразиться, архитектурны, поэтому так убеждают.

Я никогда не забуду мою встречу с ним в его мастерской.

http://farm3.static.flickr.com/2024/2144247847_7a4bfa436a.jpg

 

Андреев Николай Андреевич

1873-1932

 

Екатерина Андреевна Кост

Бумага, пастель. 47,5*59

Собственность Д.Журавлева

 

Николай Андреевич Андреев – такой известный москвичам по старому памятнику Гоголя, который стоит сейчас в скверике перед домом, где умер писатель. Екатирина Андреевна Кост – это представительница могучего рыцарского воинства русской медицины. Врач-гематолог, заведующая кафедрой ЦИУВ, профессор, старейший работник Боткинской больницы.

Портрет написан в дни ее молодости в счастливой манере художников-эстетов “Мира искусств”, портрет, в котором трудно угадать строгого ученого – она молодая, лукавая, почти опасно обаятельная. Я один раз видел Екатирину Андреевну в ее кабинете в Боткинской больнице, где получил направление на какой-то весьма важный врачебный осмотр. Она распорядилась мной…

http://farm3.static.flickr.com/2382/2144280159_61a103e0a1.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фонвизин Артур Владимирович

1882-1973

 

Имаст

Бумага, акварель. 47X47

Собственность С. Рихтера

Я получал письма от неизвестной мне корреспондентки, подписы­вавшейся— «Имаст». Она себя объявляла ведьмой, знающей мою будущность, предсказывала мне всякие награды и сюрпризы. Письма были очень занятные и экстравагантные. Я ее никогда не видел, а этот портрет она мне передала через кого-то как подарок (Фонвизин!!!). И теперь он является украшением этой выставки.

http://farm3.static.flickr.com/2090/2145104226_dc35db7f3f.jpg

 

Трояновская Анна Ивановна

1885-1977

 

Ляля Скрябина

Бумага, пастель. 33*26,5

Собственность С.Рихтера

 

Анна Ивановна Трояновская – моя большая приятельница, у которой я провел очень много часов моей жизни, я у нее занимался, я у нее пробовал писать пастелью. Одаренная натура, художница – ученица Серова, Пастернака, Матисса, страстная поклонница Эль Греко, певица-любительница (в домашних концертах ей аккомпанировал Метнер и оставил ей рояль, на котором я и занимался). Истинная москвичка, приятельница дома Шаляпиных, Станиславских. Летала с Юмашевым на фронт, была дружна с Натальей Николаевной Волоховой, у которой я с ней и познакомился.

Елена Александровна Скрябина – дочка композитора, жена пианиста Владимира Софроницкого. Я встречался с ней в доме Г.Г.Нейгауза. Генрих Густавович иногда в полушутку говорил: “А ведь это – очаровательнейший опус Александра Николаевича – наша Ляля”. Мне она всегда напоминала образ Клавдии Шоша из “Волшебной горы” Томаса Манна.

http://farm3.static.flickr.com/2085/2145132352_fa540c50a6.jpg

 

Выставка С.Т. Рихтера "Музыкант и его встречи в искусстве", Москва, 1978.

Комментарии Рихтера

 

Трояновская Анна Ивановна

1885-1977

 

Старуха Дмитриева

Бумага, пастель. 37*28

Собственность С.Рихтера

 

Про модель знаю только со слов Анны Ивановны: “Ходила к старухе Дмитриевой. Навещала ее. Она ведь тут в двух шагах”…

http://farm3.static.flickr.com/2394/2144367197_4ca38f9784.jpg

 

Выставка С.Т. Рихтера "Музыкант и его встречи в искусстве", Москва, 1978.

Комментарии Рихтера

 

Трояновская Анна Ивановна

1885-1977

 

Тата Вишневская

Бумага, пастель. 40*28

Собственность С.Рихтера

 

Тата Вишневская – дочь знаменитого мхатовского актера Александра Леонидовича Вишневского, ученица студии Станиславского, впоследствии педагого художественного слова. Одна из духовных воспитанниц Анны Ивановны.

У Анны Ивановны иногда собирались ее ученицы, молодежь, для всякого рода “затей”, на масленицу, я познакомился с Татой Вишневской, которая была одета Арлекином или Пьеро. Другой раз мы даже пытались прочесть с ней патетический дуэт из второго акта “Росмерсхольма” Ибсена. Она была похожа на врубелевского Демона в жизни еще больше, чем на портрете.

http://farm3.static.flickr.com/2324/2145315114_2ea41f254c.jpg

 

 

Выставка С.Т. Рихтера "Музыкант и его встречи в искусстве", Москва, 1978.

Комментарии Рихтера

 

Трояновская Анна Ивановна

1885-1977

 

Композитор Василенко Сергей Никифорович

Бумага, пастель. 36,5*28,5

Собственность С.Рихтера

 

Композитор Василенко Сергей Никифорович – в свое время новатор, известен оперой “Сын солнца”, “Арктической симфонией”, балетом ‘Иосиф Прекрасный”, премьеру которого танцевал Игорь Моисеев, и конечно, романсами: “Я простая девка на баштане”, “Тар”…

Я был еще концертмейстером в опере, когда Василенко приехал в Одессу со своим балетом “Цыгане” по Пушкину. Я перед труппой демонстрировал на рояле этот балет. Сергей Никифорович первый подал мне реальную идею поехать в Москву. Он считал, что я должен выйти на московскую орбиту. После приезда в Москву раза два бывал в его доме, уютно-московском, с самоваром…

http://farm3.static.flickr.com/2032/2145219606_ae2d46a36c.jpg

 

Выставка С.Т. Рихтера "Музыкант и его встречи в искусстве", Москва, 1978.

Комментарии Рихтера

 

Манухин Ярослав Николаевич

Род. 1925

 

Дмитрий Краснопевцев

Линогравюра. 38*26

Собственность С.Рихтера

 

Ярослав Манухин – график и живописец, иллюстратор книги, мастер гравюры по линолеуму. Я признателен ему за этот портрет.

Дмитрий Краснопевцев, на мой взгляд, является одним из талантливейших московских художников. Его мир – мир натюрморта, выражен в серьезном каноне и отличается особенной, яркой индивидуальностью. Я давно являюсь его поклонником, у меня дважды выставлялись большие собрания его картин в 1962 и 1975 годах. Высоко ценю его дружбу.

http://farm3.static.flickr.com/2080/2145255274_228e0150ae.jpg

 

Выставка С.Т. Рихтера "Музыкант и его встречи в искусстве", Москва, 1978.

Комментарии Рихтера

 

Кустодиев Борис Михайлович

1878-1927

 

Портрет Мити Шостаковича. 1919

Бумага, цветные карандаши. 61,5*47,5

Собственность И.Шостакович

 

Дмитрий Шостакович – гениальный композитор – прошел через жизнь всех нас и оставил глубокий след. Он принес нам много счастья и радости, хотя сила его трагизма часто сокрушала нас. Невозможно полностью оценить и понять все, что связано с таким большим явлением как Шостакович. Лично для меня решающим, главным произведением в его  творчестве явилась Восьмая симфония.

Портрет Мити Шостаковича – образец реальнейшего рисунка, выражающего духовную сущность гениального мальчика.

http://farm3.static.flickr.com/2121/2145274650_183ba3d6a5.jpg

 

Выставка С.Т. Рихтера "Музыкант и его встречи в искусстве", Москва, 1978.

Комментарии Рихтера

 

Пабло Пикассо

1881-1973

 

Жолио-Кюри

Литография. 57*46

Собственность С.Рихтера

 

Я один раз был в доме у Пикассо в Мужене. Никогда не забуду этого человека с раскаленными, как уголь глазами; ему было за восемьдесят, а он был моложе нас всех. Он бегал по лестнице как мальчишка, показывая свои комнаты, в которых царил божественный беспорядок, и восхищался узором вьющегося по стене растения. Рисовал всем на память на первых попавшихся предметах. От этого посещения у меня остался портрет Фредерика Жолио-Кюри, рисунок гениально точного пера недрогнувшей руки.

http://farm3.static.flickr.com/2054/2144503521_45e7379fb8.jpg

 

Выставка С.Т. Рихтера "Музыкант и его встречи в искусстве", Москва, 1978.

Комментарии Рихтера

 

 Оскар Кокошка

Род 1886

 

Святослав Рихтер. 1965

Бумага, черный мел. 54*40,5

Собственность С.Рихтера

 

В Люцерне Кокошка приходил в Гранд Отель меня рисовать. Я бился в поте лица над фугой из сонаты Хаммерклавир опус 106 Бетховена. Было жарко и трудно. Кокошка, этот роскошный, дикий человек сделал приблизительно десять набросков. Он их делал быстро, размашисто. Часто вынимал из заднего кармана фляжку с виски, прикладывался к ней и заставлял меня пить из нее же. Личность единственная в своем роде: со своим шармом, размахом и талантливостью. Из десятка эскизов я выбрал, считаю, самый интересный, хотя окружающие очень протестовали, предпочитая другие наброски. В этом же чувствуется момент осиливания труднейшего из произведений, написанных для фортепиано.

http://farm3.static.flickr.com/2077/2144543871_38fb40f798.jpg

 

 

Андроников

 

Рихтер – это событие. Это явление – явление единственное, необычайное. Это высшее выражение совершенства. Каждый раз новое, еще небывалое, превосходящее его же прежние совершенства своей огромностью, открытостью, смелостью, благородством.

Он выходит, чтобы всем своим существом вызвать музыку к жизни, как в первый раз, когда она создавалась; повторить вдохновение, ее породившее; постигнуть ее дух, становясь на это время как бы автором и в то же время оставаясь самим собой.

Не теряя ни одного мгновения на приготовление к началу, он быстро подходит к роялю. И с первой фразы вы слышите не звучание инструмента, а саму музыку, которую он заново сотворяет. Исчезает незримая черта, отделяющая его от публики, от мира, от человечества. Это музыка, звучащая навсегда, как строки великих поэтов, обретшие самостоятельную и бесконечную жизнь, как книги великих писателей, чьи творения означали новый шаг в художественном развитии человечества и продолжают оказывать влияние на людей спустя столетия и годы после того, как были написаны.

Играя, он покоряет музыку и сам покорен ею. Безграничная свобода сочетается в его исполнении с беспредельной преданностью автору, с величайшим тактом и скромностью, с глубоким интеллектом, с молодым темпераментом. Он открывает нам свой огромный и светлый мир, без которого, однажды испытав это, мы уже не можем представить себе нашей жизни. В моем сознании величайший пианист Святослав Рихтер стоит в одном ряду с гениальными композиторами, художниками, поэтами.

 

Музыка, необъятный репертуар, напряженная концертная жизнь не исчерпывают его творческих сил, не ограничивают его художественных интересов. Так сквозь всю его жизнь проходит  любовь к изобразительному искусству. Доказательством этого служит настоящая выставка “Музыкант и его встречи в искусстве. Выставка портретов”. Музыкант – это сам Рихтер. Встречи в искусстве – это его встречи. Выставка составлена им самим и отражает его высокое отношение к художникам и к тем, кто изображен на портретах – к той художественной среде, в которой формировалось его искусство и его личность.

Вначале он показал эту выставку у себя дома друзьям и близким знакомым. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина предложил Святославу Теофиловичу показать ее широкому кругу зрителей – тем, кто бывает в его концертах, слушает его по радио, соприсутствует в зале во время телевизионных передач, - посоветовал сделать ее доступной для всех, кто любит Рихтера и ценит искусство портрета.

К каждому из двадцати восьми портретов С.Т.Рихтер написал пояснения, свидетельствующие о его глубоком постижении характеров, творческих манер и о блестящем владении словом.

Так с новой стороны открылся перед нами духовный мир великого музыканта нашего времени.

Ираклий Андроников

 

Послесловие

 

Прошу иметь в виду, что все эти мои высказывания чисто субъективны. Это всего лишь впечатления, оставшиеся в моей может быть неточной памяти.

Святослав Рихтер с друзьями в день открытия выставки 10/03/1978